Создание композиций Природного аквариума — это творческий процесс, который Такаси Амано полностью оставляет автору композиции. С другой стороны, Амано берет на себя всю техническую сторону процесса, регламентируя ее до деталей. Вместе с тем, существует несколько рекомендаций, которые могут значительно помочь создателю композиции в его творчестве.
Природный аквариум — это подводный ландшафт, имитирующий надводный пейзаж и переданный с эмоциями автора при сохранении простоты форм. Поэтому, перед тем как начинать создавать такую композицию, необходимо определиться с тем, что собственно планируется создать. Нужна фотография или рисунок той сцены, с которой и будет копироваться подводный ландшафт. Это первое правило создания композиций Амано: определитесь с замыслом или идеей того, что Вы планируете создавать. Это крайне важно! Без общей идеи композиции все труды по ее созданию могут пропасть даром.
Следующий ответственный момент в создании композиции — выбор заднего фона. Фон выполняет функцию маскировки всего аквариумного оборудования. Задний фон рекомендуется создавать в темных тонах (черный, темно-синий), так как такой фон придаст дополнительную глубину создаваемой аквариумной композиции и привнесет дополнительные, выигрышные цветовые моменты на контрастах. Также вполне допускается и полное отсутствие заднего фона.
Существуют три основные композиции аквариумного ландшафта в Nature Aquarium: выпуклый (высокая фокальная середина и низкие бока), вогнутый (низкая фокальная середина и высокие бока) и треугольник (высокая сторона, содержащая фокальную точку, плавно переходит в низкую, лежащую за геометрическим центром аквариума). Такие композиционные решения позволяют создавать насыщенные, глубокие и мерцающие картины в аквариумах.
В больших аквариумах можно сделать две фокальные точки при одной общей картине. Для расчета «золотой середины» аквариума нужно измерить длину аквариума и просто разделить ее на 2,618. Значение, которое получилось, отмерить от правой или левой стенки аквариума и отметить эту точку — это и будет самая лучшая точка для акцента: элемента декора или солитерного растения.
Неординарным решением может стать создание двух разных пейзажей в одном аквариуме. Например, «утро в джунглях» и «ночь в джунглях». Для решения этой задачи применяют красивый большой камень, который помещается по зрительному центру аквариума, рассчитанному с помощью «золотого сечения». Камень зрительно рассекает пространство на две части, позволяя создать две разные по смыслу картины или воспроизвести один и тот же пейзаж, но в разное время суток, играя на контрастах. Золотое сечение аквариума рассчитывается из пропорции размеров аквариума 1 к 1,618 (в длину).
Стоит отметить, что разделения сосуда на две части можно также добиться и применением приема под названием «Аманова дорожка». Точка рассечения, скорее ее можно назвать областью рассечения, и есть «Аманова дорожка», характеризуется тем, что в ней нет вообще ничего, кроме грунта. Растения, предметы декора находятся по сторонам.
Устанавливаемые в биотоп камни должны быть разными по размеру (самый большой располагается в фокальной точке «золотого сечения»), но одинаковыми по фактуре.
Создание скальных пейзажей, лучше делать угловым: при взгляде на аквариум, центральная (фокальная) точка находится справа или слева от центра аквариума и декорируется согласно задуманной картине, противоположная же часть аквариума не заполняется камнями: остается плавающим пространством.
Несмотря на то, что собственно процесс создания подводной композиции полностью остается за ее автором, все же существуют некоторые закономерности пейзажей Nature Aquarium. Стоит отметить, что в основном это всего лишь определенные выводы, сделанные на основе самых удачных композиций. Если автор композиции не желает им следовать, а хочет создать нечто уникальное, то он имеет на это полное право.